Что изменилось в дистанционном обучении
С 1 сентября 2024 года действует новое постановление Правительства, которым утвердили Правила применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ. Документ распространяется в том числе на школы и детские сады.
Новые Правила существенно отличаются от предыдущих. Правительство добавило детальные нормы, которые соответствуют современным технологиям. Определили порядок введения электронного и дистанционного обучения, проведения промежуточной и итоговой аттестации, сроки публикации документов на сайте, особенности отказа от дистанционки и т. д.
Правила устанавливают, что образовательную программу можно реализовывать дистанционно полностью или частично. В любом случае это должно соответствовать ФГОС и ФГТ (п. 3 Правил, утв. постановлением Правительства от 11.10.2023 № 1678).
Под электронным обучением надо понимать взаимодействие обучающегося с педагогом посредством использования баз данных, цифровых образовательных сервисов, информационных технологий, технических средств и информационно-телекоммуникационных сетей, при котором обучающийся самостоятельно выполняет задания. Взаимодействие может происходить в режиме реального времени или быть отложено во времени.
Дистанционное обучение характеризуется применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или частично опосредованном взаимодействии обучающегося и педагога (п. 4 Правил, утв. постановлением Правительства от 11.10.2023 № 1678).
Как вводить электронное и дистанционное обучение
Из буквального трактования статьи 16 Закона об образовании и пункта 4 Правил можно сделать вывод, что любое применение электронных образовательных ресурсов подпадает под определение электронного образования. Поскольку новые ФГОС школы и ФОП активно ориентируют педагогов на использование электронного контента, то Правила распространяются как минимум на большинство ООП НОО, ООО и СОО. Получается, что все школы, используя ФГИС «Моя школа», в той или иной части применяют электронное обучение. Это же касается и детских садов, если они пользуются ресурсами ФГИС «Моя школа».Вводите элементы дистанционного обучения, если по каким-то причинам дети не могут посещать образовательную организацию. Например, заболели или возникли другие препятствия.
Как организовать обучение в школе
Дистанционное и электронное обучение проводится на базе ФГИС «Моя школа». Сферум.
«Сферум» — это образовательная платформа, которая объединяет функционал мессенджера и сервиса для видеоконференцсвязи. Она предназначена для образовательных организаций и объединяет учителей, учеников и их родителей.
Платформа была создана по заказу Минцифры и Минпросвещения РФ в рамках национального проекта «Образование». Цель проекта — сделать обучение школьников более гибким и технологичным и при этом уйти от использования зарубежных сервисов.
Некоторые возможности «Сферума»:
- Групповые видеоконференции. В них могут участвовать до 100 человек, видеоконференции доступны с любого устройства.
- Чаты. Они подойдут как для учёбы, так и для общения школьников, педагогов, родителей друг с другом. В чатах можно пересылать друг другу фото, видео, презентации и другие файлы.
- Сообщества школ или классов. Это закрытые группы, в которые можно приглашать учеников, а в будущем — родителей.
- Онлайн-трансляции мероприятий. Их могут просматривать одновременно тысячи зрителей.
Пользоваться платформой можно через мобильное приложение «Сферум» для iOS, приложение VK Мессенджер для Android, а также в веб-версии.
С 2023 года школы должны использовать ФГИС «Моя школа» в качестве единой платформы для детей, учителей и родителей (ч. 3.1 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Федеральная система предоставляет доступ к качественному образовательному контенту и цифровым сервисам на всей территории страны.
ФГИС «Моя школа» создали, чтобы:
- создать современную и безопасную образовательную среду;
- обеспечить равный доступ к качественному образовательному контенту и цифровым сервисам по всей территории России для всех обучающихся;
- повысить уровень цифровой грамотности педагогов с использованием дистанционных технологий;
- создать возможности для вовлечения родителей в процесс образования детей;
- организовать взаимодействие региональных и федеральных систем, использование единых классификаторов, реестров, справочников и форматов взаимодействия.
В каталоге ФГИС «Моя школа» есть более 10 тыс. единиц материалов, которые можно использовать в обучении и воспитании.
Нельзя использовать другие платформы при реализации основных общеобразовательных программ, если одновременно будут обрабатываться персональные данные учеников (ч. 3.1 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Дополнительно может возникнуть риск, что контент из других источников не входит в федеральный перечень электронных образовательных ресурсов. В таком случае его использовать тоже нельзя (п. 3 ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).
С 1 марта 2023 года нельзя пересылать персданные и сведения о платежах через иностранные мессенджеры, если предоставляете государственную или муниципальную услугу, выполняете государственное или муниципальное задание. Перечень запрещенных сервисов утверждает Роскомнадзор (п. 1 ст. 1 Федерального закона от 29.12.2022 № 584-ФЗ, информация Роскомнадзора от 01.03.2023).
В список запрещенных мессенджеров включили: Telegram, Viber, WhatsApp, Skype for Business, Discord, Microsoft Teams, Snapchat, Threema, WeChat.
«Как организовать электронное и дистанционное обучение в школе и детском саду». О.С. Ершова, Е.В. Литвинова
© Материал из МЦФЭР «Образование».
Подробнее: https://1obraz.ru/#/document/16/65486/bssPhr69/?of=copy-11d24d76ad